Сочинения по произведениям Гончарова И.А
Биографическая справка
Имя Ивана Александровича Гончарова стоит в одном ряду с именами Пушкина и Гоголя, Толстого и Достоевского. Его произведения получили признание уже при жизни и стали настоящей классикой отечественной литературы.
Иван Александрович родился 6 июня 1812 года в глубокой русской провинции, в поволжском городе Симбирске. Симбирск был весьма примечательным городом. Гончаров в своем очерке «На родине» отметил:
Наша губерния особенно славилась отборным обществом родовитых и богатых дворян.
Гончаров принадлежал к известной в Симбирске фамилии. Гончаровы состояли в родстве с известными симбирскими дворянами и имели высокий авторитет в городе. Отец писателя, Александр Иванович Гончаров, был зажиточным купцом, хлеботорговцем, владельцем свечного завода, его много раз избирали городским главой.
Мать, Авдотья Матвеевна, тоже происходила из купеческой семьи. За А.И.Гончарова она вышла замуж в 19 лет. Ему тогда было 50 лет. Мать была для детей нравственным авторитетом, «необыкновенно умной, прозорливой» женщиной, как говорил Иван Александрович Гончаров. Отец будущего писателя умер, когда мальчику было семь лет.
Воспитывать детей помогал их крестный Николай Николаевич Трегубов. Он был, по словам, Гончарова, «отец-баловник» и немного смягчал строгость матери. Атмосфера детства Ивана Александровича воссоздана в какой-то степени в его романе «Обломов», особенно в главе «Сон Обломова».
Здесь город предстает как место сна и покоя, все заботы – о сне и еде:
Какие запасы были там варений, солений, печений!
В доме Гончаровых тоже всегда был достаток.
8 июля 1822 года Авдотья Матвеевна Гончарова отметила в семейном «Летописце»: «Сего числа отправлен Ванечка в Москву». 1822 – 1830 годы Иван Гончаров проводит в Московском Коммерческом училище. Курс обучения в этом училище был рассчитан на восемь лет и разделен на четыре возраста.
В программу входило изучение бухгалтерии, математики, коммерческой географии, истории, риторики, словесности и трех языков – русского, французского и немецкого, а также рисование, пение и танцы. Но Гончаров оставляет нелицеприятные отзывы об этом училище, считая годы, проведенные там, потраченными впустую.
Самым значимым событием в жизни Ивана Александровича в то время стала встреча с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Пушкина я видел впервые… в Москве в церкви Никитского монастыря. Я только что начинал вчитываться в него и смотрел на него более с любопытством, чем с другим чувством.
Гончарову было тогда 16 – 17 лет, и произведения Пушкина оказали большое влияние на его образование.
Я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически, отдельными главами. Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг, и какие правды – и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, – хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!
Иван Александрович Гончаров страстно увлекся литературой. Его мечтой стало поступление в университет, на словесный факультет. Спустя восемь лет обучения в Коммерческом училище, он подает прошение об увольнении и в 1831 году поступает в Московский университет.
Здесь училась разнородная, но талантливая молодежь. Среди них – Николай Огарев, Виссарион Белинский. «Между прочими тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт». Здесь царил дух свободомыслия.
Но Гончаров не принимал участия в политической жизни университета, политика всегда будет ему чужда.
Годы, проведенные в Московском университете, надолго запомнились Гончарову. В очерке «В университете» он напишет: «Благороднее, чище, выше этих воспоминаний у меня… в молодости не было». Большое влияние на писателя оказали лекции профессоров Н.И. Надеждина и С.П. Шевырева.
В эти годы в Москве расцветает театральная жизнь, и это тоже не могло не отразиться на становлении личности Ивана Александровича Гончарова. Он много читал: Гомера, Вергилия, Данте, Шекспира, Вальтера Скотта.
Но более всего восхищался Пушкиным и «в поклонении своем остался верен ему навсегда».
Закончив университет, Гончаров отправляется на родину, в Симбирск. Поначалу он предполагал остаться в Симбирске до осени, но все сложилось несколько иначе. Благодаря крестному, он получил должность секретаря губернатора Александра Михайловича Загряжского.
В своих воспоминаниях писатель говорит о губернаторе как о человеке весьма талантливом, но легкомыссленном, склонным к художественным преувеличениям. В 1835 году, весной, губернатор Загряжский был уволен, после чего уехал в Петербург.
Своего секретаря, Гончарова, он взял с собой и помог ему поступить на службу в качестве переводчика в Министерство финансов (Гончаров знал три языка: английский, немецкий и латынь). Так начинается петербургский период жизни писателя.
Именно там Гончаров впервые попробовал себя как писатель, напечатав в домашнем журнале два рассказа: «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». Эти произведения обращены к религиозной теме, в них встречаются библейские мотивы и образы, рассказывается о религиозных подвижниках.
Но самым значительным произведением этого периода стал роман «Обыкновенная история», который вышел в свет в 1847 году и вызвал множество положительных отзывов среди критиков и читателей. В нём ярко и полно отразилась жизнь самого писателя в Петербурге, его впечатления. Ведь Гончаров писал только о том, что сам пережил.
Роман «Обыкновенная история» принес автору большой успех. Белинский писал: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный!». Лев Николаевич Толстой так отозвался о романе: «Вот где учишься жить.
Видишь различные взгляды на жизнь, на любовь, с которыми можешь ни с одним не соглашаться, но зато свой собственный становится умнее и яснее…». Окрыленный успехом, Гончаров едет в Симбирск повидаться с маменькой.
Для города приезд «симбирского литератора» (Г.Н. Потанин) стал праздником.
В 1852 году Гончаров, неожиданно для всех, отправляется в морское путешествие на фрегате «Паллада». Мечтой о кругосветном путешествии заразил Гончарова еще в детстве его крестный, Николай Николаевич Трегубов, бывший моряк.
Я радостно содрогнулся при мысли: я буду в Китае, Индии, переплыву океаны, ступлю на те острова, где гуляет в первобытной простоте дикарь, посмотрю на эти чудеса… Я обновился; все мечты и надежды юности, сама юность воротилась ко мне.
Такими словами отреагировал Гончаров на предложение отправиться в плавание на фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала Е.В. Путянина, отказаться от которого он не мог.
Иван Александрович постоянно думает о России. Во время путешествия писатель продолжает работу над «Обломовым», наблюдая за «маленьким русским миром» – экипажем фрегата.
Так, в слуге Обломова, Захаре, можно найти сходство с вестовым Фаддеевым, описанным во «Фрегате «Паллада». По возвращении в Петербург Гончаров опубликовал свои очерки.
При жизни писателя они переиздавались шесть раз, что говорит об их успехе среди читателей.
В Петербурге Иван Александрович Гончаров занимает должность цензора Петербургского цензурного комитета. В 1855 году он знакомится с Елизаветой Васильевной Толстой и страстно, безнадежно в неё влюбляется. Он осыпает ее письмами-признаниями, но его пламенные чувства не находят отклика. «Я болен ею», – признается писатель.
«Я часто благословляю судьбу, что встретил её: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве». Эта любовь стала для него счастьем – и мучением. «…беда, когда мужчина примет любовь всерьез и начинает любить «горестно и трудно». Именно такие драмы уносят лучшие наши силы…».
В 1857 году Е.В.Толстая выходит замуж, а Гончаров берет отпуск на четыре месяца и уезжает в Мариенбад, пытаясь убежать от тоски и одиночества. Здесь его охватывает вдохновение, и он заканчивает роман «Обломов», начатый десять лет назад. «Я писал как будто по диктовке. И, право, многое явилось бессознательно; подле меня кто-то невидимо сидел и говорил мне, что писать».
А ведь известно, что Гончаров обычно долго вынашивал свои произведения.
Работа над романом продолжалась и по возвращении в Петербург. В 1859 году «Обломов» выходит в «Отечественных записках», а затем и отдельным изданием. Успех превзошел все ожидания Гончарова: роман с восторгом приняли все. «Пока останется хоть один русский, до тех пор будут помнить «Обломова», – так пророчески написал Иван Сергеевич Тургенев.
А слова «Обломов», «обломовщина» глубоко укоренились в нашей речи. Позднее сам Гончаров так писал о своем романе: «Я закончил свою вторую картину русской жизни, Сна, нигде не пробудив героя Обломова». «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова – в себе и в других – и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются.
.. элементарные свойства русского человека…».
«Обломов» стал вершиной творчества Гончарова. Завершив его, он вплотную приступает к третьей части своей трилогии – к роману «Обрыв». Еще работая над «Обломовым», Гончаров уже собирает материал для своего нового романа, ему «открывалась дальнейшая, третья перспектива – это картина Пробуждения».
Я уже с 1849 года носил эту толпу лиц, сцен, пейзажей в памяти и программе, набросанной беспорядочно… На первом плане появлялась во весь рост Бабушка, потом Вера, Райский, после Марфенька, Козлов с женой, дворня, сад с обрывом. Все это теснилось в воображении и требовало только сосредоточенности, уединения и покоя, чтобы отлиться в форму романа.
Роман «Обрыв» отличается от двух предыдущих широтой замысла и глубиной поставленных проблем. Гончаровым он был задуман как главный роман трилогии. По его словам, он вложил в «Обрыв» все свои «идеи, понятия и чувства добра, чести, честности, нравственности, веры…». Герой романа, Райский, во многом автобиографичен.
Он на протяжении всего повествования в поисках правильного отношения к жизни, искусству, Богу, людям. Райский – это «проснувшийся Обломов».
Гончаров размышляет о противостоянии чувства и рассудка, веры и науки, цивилизации и природы; затрагивает проблемы «отцов и детей», женской эмансипации; отображает конфликт новых идей (в лице нигилиста Волохова) с традиционными устоями (Бабушка) и вечными нравственными и религиозными идеалами.
Итак, окончен его последний роман. То, что замысел «Обрыва» появился сразу после «Обыкновенной истории» и одновременно со «Сном Обломова», говорит о глубоком единстве трех романов Гончарова.
В них «уложилась и вся моя собственная и много других жизней», – признавался Гончаров. Именно поэтому он так долго писал свои романы – десятилетиями.
Ведь они охватывают довольно продолжительный период с 40-х до 70-х годов.
В отличие от «Обломова», «Обрыв» получил недоброжелательные отзывы в критике. Гончаров чувствовал себя подавленным, ведь это было его дорогим детищем, отнявшим у него столько сил. «Обрыв» стал последним романом Гончарова. С 1870 года он пишет только очерки, литературно-критические статьи.
Оставшиеся двадцать лет жизни Гончаров заботится о трех детях своего камердинера, умершего от туберкулеза, дает им образование и завещает им свое состояние.
В последний год жизни писатель перенес несколько апоплексических ударов, ослеп на один глаз, который пришлось удалить, заболел воспалением легких. Закат жизни Гончарова печален и одинок.
Полуослепший, он не выходил из дома, и его практически никто не навещал. Умер Гончаров в возрасте 79 лет, в 1891 году.
Источник: https://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a
Гончаров Иван Александрович
Иван Александрович ГОНЧАРОВ(1812-1891) — выдающийся русский писатель XIX века.
В трудную эпоху николаевского
безвременья он своим творчеством способствовал подъему духовных сил нации,
вносил свой вклад в развитие русского реализма.
Гончаров входил в литературу в
плеяде таких писателей, как Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов, и занял
среди них достойное место, создав своеобразный художественный мир.
Среди
своих предшественников в литературе писатель особенно выделял Пушкина,
подчеркивая его исключительное влияние на него: «Пушкин был наш учитель, и я
воспитался, так сказать, его поэзиею. Гоголь на меня влиял гораздо позже и
меньше». Гончаров всегда стремился к объективности изображения. Н.
Добролюбов
отмечал его «уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять
его…». Писателя интересовала повседневная жизнь, которую он показывал в ее
нравственно-бытовых противоречиях. Он тщательно отбирал достоверные подробности
жизни, из которых складывалась достаточно стройная картина, а ее основной
смысл становился очевидным сам собой.
Писатель старался избегать открытого
выражения авторской позиции и уж тем более отказывался вершить суд над
героями. Читатель его произведений почти не ощущает вмешательства автора: жизнь
как бы говорит сама за себя, ее изображение лишено как сатирического, так и приподнято-романтического
пафоса.
Отсюда и в манере повествования отсутствует эмоциональная окрашенность.
Тон повествования эпически спокойный.
При
верности жизни, «безакцентности» стиля Гончаров никогда не впадал в
натурализм. Более того, натурализм он считал бескрылым, лишенным подлинной
художественности.
Произведение писателя-натуралиста с фотографически точным
воспроизведением действительности, по его представлению, не могло заключать в
себе подлинно художественного обобщения.
Не случайно он писал Достоевскому: «Вы
знаете, как большей частью действительности мало бывает для художественной
правды — и как значение творчества именно тем и выражается, что ему приходится
выделять из натуры те или другие черты и признаки, чтобы создавать правдоподобие,
т.е. добиться своей художественной истины».
Особенности
творческой манеры Гончарова, характер его реализма определяются его
мировоззрением, личностным статусом, пониманием творчества, его природы и
законов. Так же, как и Тургенев, он придерживался либеральных убеждений, но в
отличие от Тургенева, был гораздо дальше от социально-политических конфликтов
современности.
Писатель рассматривал общественную жизнь и ее перспективы через
эволюцию социально-бытового уклада. Другими словами, его волновали не столько
социально-политические, сколько бытийные проблемы.
Гончаров сам достаточно
прозрачно определил свои мировоззренческие ориентиры и своеобразно
дистанцировался от революционности, столь характерной для его времени: «Я
разделял во многом образ мыслей относительно, например, свободы крестьян,
лучших мер к просвещению общества и народа, о вреде всякого рода стеснений и
ограничений для развития и т.д. Но никогда не увлекался юношескими утопиями в
социальном духе идеального равенства, братства и т.д., чем волновались молодые
умы».
При
этом в творчестве Гончарова нашли отражение существенные стороны современной
ему действительности. Писателю удалось показать сдвиги в сознании, в системе
ценностей его эпохи; он художественно осмыслил новый тип русской жизни — тип
буржуазного предпринимателя.
Гончаров
прожил долгую творческую жизнь, но написано им немного. Писатель долго
вынашивал замыслы своих произведений, тщательно обдумывал детали, прежде чем
начинал непосредственную работу над текстом. У него была собственная концепция
творчества.
Писатель был убежден, что подлинное произведение искусства
рождается только из лично пережитого художником. «То, что не выросло и не
созрело во мне самом, чего я не видел, не наблюдал, чем не жил — то недоступно
моему перу…
я писал только то, что пережил, что мыслил, чувствовал, что
любил, что близко видел и знал», — признавался он.
Первые
публикации Гончарова состоялись в рукописных журналах «Подснежник» и «Лунные
ночи», выпускавшихся в доме художника Николая Майкова. С его сыновьями —
будущим поэтом Аполлоном Майковым и критиком Валерианом — Гончаров дружил.
Это
были повести «Лихая болесть» (1838) и «Счастливая ошибка (1839). В каком-то
смысле это были этюды к его первому роману «Обыкновенная история» (напечатан в
журнале «Современник» в 1847 году). Роман стал событием и сделал Гончарова
одной из важнейших фигур в отечественной литературе.
Многие критики лестно
отозвались о молодом писателе.
В
1849 году Гончаров опубликовал «Сон Обломова» — отрывок из будущего романа. Сам
роман «Обломов» появился лишь в 1859 году на страницах журнала «Отечественные
записки».
В это десятилетие писатель совершил на военном корабле путешествие
вокруг Европы, Африки и Азии, результатом чего стали путевые очерки «Фрегат
Паллада» (1855—1857). «Обломов» — главный роман Гончарова. По мнению многих
критиков, он произвел настоящую сенсацию. А.В.
Дружинин писал: «Без всякого
преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту по всей России нет ни
одного малейшего, заштатнейшего города, где бы ни читали «Обломова», не хвалили
«Обломова», не спорили об «Обломове».
Следующий
роман писателя был опубликован еще через десять лет, в 1869 году. В течение
этого десятилетия он публиковал лишь небольшие отрывки из будущего романа.
«Обрыв» не получил такой высокой оценки в критике, как «Обломов». Революционно
настроенные критики отнесли его к антинигилистическим романам.
Но читатели с
интересом встретили роман, а тираж журнала «Вестник Европы», на страницах
которого он был опубликован, резко вырос.
После
«Обрыва» Гончаров практически отошел от широкой литературной деятельности.
Единственная критическая статья «Мильон терзаний», написанная им в 1872 году,
напомнила читателю имя Гончарова. «Мильон терзаний» — талантливый и тонкий
анализ комедии Грибоедова «Горе от ума»: Гончаров дал точную характеристику
образов, показал актуальность комедии.
Итак, единственным жанром,
в котором работал Гончаров, был роман. Писатель считал роман главным жанром,
способным отразить закономерности жизни во всей их глубине. Не случайно герой
гончаровского романа «Обрыв» Райский говорит: «Пишу жизнь — выходит роман, пишу
роман — выходит жизнь».
Роман «Обломов» (1859)
привлек
внимание критиков и читателей прежде всего своим центральным героем. Он
вызывал противоречивые чувства и суждения. Добролюбов в статье «Что такое
обломовщина?» увидел за образом Обломова серьезное социальное явление, оно и
вынесено в название статьи.
Вслед
за Добролюбовым очень многие стали видеть в гончаровском герое не просто
реалистический характер, а общественный и литературный тип, имеющий генетическое
родство с гоголевским Маниловым, с типом «лишнего человека» в русской
литературе.
Несомненно,
Илья Ильич Обломов — порождение своей среды, своеобразный итог
социально-нравственного развития дворянства. Для дворянской интеллигенции не
прошло бесследно время паразитического существования за счет крепостных
крестьян.
Все это породило леность, апатию, абсолютную неспособность к
активной деятельности и типично сословные пороки. Штольц называет это «обломовщиной».
Добролюбов не только подхватывает это определение, но и находит истоки
обломовщины в самой основе русской жизни.
Он беспощадно и сурово судит русское
дворянство, закрепляя за ним это слово «обломовщина», ставшее нарицательным
понятием. По мнению критика, в Обломове автором показано стремительное падение«с высот печоринского байронизма, через рудинский пафос…
в навозную кучу
обломовщины» героя-дворянина.
В
образе Обломова он увидел прежде всего социально-типическое содержание и
поэтому ключом к этому образу считал главу «Сон Обломова». Действительно, образ
Обломовки из сна героя дает богатейший материал для понимания социальной и
нравственно-психологической сущности Обломова как типа.
«Сон» героя не совсем
похож на сновидение. Это достаточно стройная, логичная, с обилием подробностей
картина жизни Обломовки. Скорее всего, это не собственно сон, с характерными
для него алогичностью и эмоциональной взволнованностью, а условный сон. Задача
этой главы романа, как отмечал В.И.
Кулешов, дать «предварительную историю,
важное сообщение о детстве героя… Читатель получает важные сведения,
благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой… получает
возможность осознать, где и в чем именно эта жизнь «обломилась». В картине
детства заложено все.
Жизнь для обломовцев — это «тишина и невозмутимое
спокойствие», которые, к несчастью, иногда нарушаются неприятностями.
Особенно
важно подчеркнуть, что среди неприятностей, в одном ряду с «болезнями, убытками,
ссорами» для них оказывается труд: «Они сносили труд как наказание, наложенное
на праотцов наших, но любить не могли».
С
раннего детства сам образ жизни воспитывал в Илюше чувство барского
превосходства. Для всяких нужд у него есть Захары, внушали ему. И очень скоро
он «сам выучился покрикивать: — Эй, Васька, Ванька! Подай то, подай другое! Не
хочу того, хочу этого! Сбегай, принеси!».
В
недрах Обломовки сформировался и жизненный идеал Обломова — жизнь в усадьбе,«полнота удовлетворенных желаний, раздумье наслаждения».
Хотя Илья готов
внести в свою идиллию некоторые изменения (он перестанет есть старозаветную
лапшу, жена не станет бить девок по щекам, займется чтением и музыкой), основы
ее неизменны.
Зарабатывать на жизнь для дворянина, по его мнению, недостойно:«Нет! Что из дворян делать мастеровых!» Он убежденно стоит на позиции
барина-крепостника, решительно отвергая совет Штольца завести в деревне школу:«Грамотность вредна мужику, выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет».
Он
не сомневается в том, что крестьянин всегда должен работать на барина. Таким
образом, инертность Обломова, ленивое прозябание в халате на диване его
петербургской квартиры в гончаровском романе в полной мере порождены и
мотивированы социально-бытовым укладом патриархально-помещичьей жизни.
Но
образ Обломова все-таки не исчерпывается этой трактовкой. Ведь Обломов наделен
удивительным сердцем, «чистым», «как колодезь глубоким». Светлое, доброе
начало в Обломове так хорошо чувствует Штольц.
Именно это «честное, верное
сердце» полюбила в нем Ольга Ильинская. Он бескорыстен и искренен. А как глубоко
он переживает прекрасное! Исполнение Ольгой арии Нормы из оперы Беллини
переворачивает ему душу. У Обломова свое представление об искусстве.
Он ценит
в нем красоту и человечность. Поэтому- то еще в начале романа он так горячо
спорит с «прогрессивным» литератором Пенкиным, требующим от искусства
беспощадных обличений и «голой физиологии общества». Обломов возражает ему:«Вы одной головой хотите писать…
Вы думаете, что для мысли не надо сердца?
Нет, она оплодотворяется любовью».
Илья
Ильич не просто лежит на диване, он постоянно думает о своей жизни. Автор,
размышляя об образе Обломова, видел в нем не только социальный тип определенной
эпохи, но и выражение черт национального характера: «Я инстинктивно чувствовал,
что в эту фигуру вбираются мало-помалу элементарные свойства русского
человека…».
Двойственную
природу Обломова подчеркивал в статье о романе критик Дружинин. Он считает, что
в герое идет постоянная борьба начал Обломовки с «истинной деятельной жизнью
сердца». Именно эта особенность образа Обломова определила своеобразие композиции
романа. Глава «Сон Обломова» играет в ней определяющую роль.
Первые восемь глав
романа показывают Обломова на столь любимом диване в квартире на Гороховой.
Череда визитеров, сменяющих друг друга, создает некий обобщенный и почти
символический образ Петербурга, который отталкивает героя.
Каждый из гостей
Ильи Ильича живет в суете, постоянно спешит («В десять мест в один день —
несчастный!»), занят погоней за карьерой, сплетнями, светскими развлечениями.
Возникает образ пустоты, видимости жизни. Обломов не может принять такую жизнь:
он отвергает все приглашения, предпочитая одиночество.
В этом проявляется не
только его извечная лень, но и неприятие самой сути петербургской жизни, этой
безумной занятости без дела. Сон, остановивший «медленный и ленивый поток его
мыслей», проясняет нам его идеалы. Они прямо противоположны основам
петербургской жизни.
Обломову
снится детство, идиллическое детство в стране покоя, остановившегося времени,
где человек остается самим собой. Как же может он принять этот натиск и суету
Петербурга, где жизнь его «достает!» Глава «Сон Обломова» отделяет визитеров
от прихода Штольца. Удастся ли ему одолеть власть Обломовки над другом?
Обломов
по сути своей натуры и мировоззрению — идеалист, живущий своей так и не
реализовавшейся мечтой об утраченных гармонии и покое. Гончаров, размышляя о
своем романном герое, так прямо и определял его: «С той самой минуты, когда
начал писать…
у меня был артистический идеал: это изображение честной, доброй,
симпатичной натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь борющегося, ищущего
правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец,
окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания
слабости своей и чужой, т.е. всеобщей человеческой натуры».
Обломов
не поддался энергии и сердечному участию в его судьбе друга детства Андрея
Штольца. Даже любовь к удивительной Ольге Ильинской только на время выводит
его из спячки. Он сбежит от них, обретя покой в доме вдовы Пшеницыной на
Васильевском острове.
Для него этот дом станет своего рода Обломовкой. Только
не будет в этой Обломовке поэзии детства и природы и совсем исчезнет из его
жизни ожидание чуда.
Как это было с обитателями Обломовки его детства,
незаметно для Ильи Ильича наступить смерть — его сон перейдет в вечный сон.
Образ
Обломова в романе является выражением уходящего старого патриархально-родового
уклада. Он привел его к бездействию и апатии, но он же сделал его благородным,
мягким, добрым. Обломов — мечтатель, неспособный обратить силы души, ум,
чувства на достижение практических целей.
Гончаров, создав образ Штольца,
показал, что в России появляется новый тип личности, человек, свободный от
идеализма и мечтательности. Человек дела, расчета, Андрей Штольц хорошо знает
свои цели. Еще в юности он четко определил свою главную жизненную задачу —
добиться успеха, прочно стоять на ногах. Практическая цель заменила ему идеал.
Он без сомнений и душевных бурь шёл к ее достижению и добился своего. Видимо,
такие практические деятели, по Гончарову, должны представлять новую Россию, ее
будущее. Но в романе только рядом с Обломовым Штольц интересен по-человечески.
В своей деятельности, данной, правда, лишь вскользь, Штольц однопланен и
скучен.
Их брак с Ольгой как будто вполне счастливый, однако умный Штольц
видит, что Ольгу что-то тревожит и томит. Ольга, в отличие от мужа, не может
променять «мятежные вопросы» бытия на прочное благополучное существование.
Что
же показал в Штольце Гончаров? Принципиальную ущербность, духовную бескрылость
буржуазного человека, а значит, и неспособность его стать подлинным героем
времени, надеждой России? Или таким образом выражена авторская симпатия к герою
старой России — Обломову (при том, что все отрицательные черты его натуры и поведения
нисколько не смягчаются?) Трудно дать однозначный и определенный ответ на эти
вопросы. Скорее в этих героях романа проявились объективные противоречия
русской действительности того времени. Правда, реальный буржуазный делец России
в большей мере был похож на пройдох Тарантьева и Мухоярова, чем на умного и
благородного Штольца.
Настоящим
открытием Гончарова было создание нового женского типа в романе. Ольга
Ильинская отличается от всех предшествующих женских персонажей в русской
литературе. Она — натура деятельная, а не созерцательная и живет не только
миром чувств, но ищет конкретного дела.
Ее любовь к Обломову родилась из
желания возродить, спасти опустившегося человека. Ольга отличается «красотой и
естественной свободой взгляда, слова, поступка». Полюбив Обломова, она надеется
излечить его от апатии, но, осознав безнадежность заболевания, расстается с
ним.
При всей любви к Ольге Обломов боится силы ее чувства, видит в любви «не
покой» и готов к бегству.
Весенний роман Обломова и Ольги Ильинской написан с
такой поэтической силой, что образ Ольги оказывается необычайно привлекательным
и заключает в себе типические черты нового женского характера.
Гончаров
— художник-реалист. «Органическое» движение бытовой жизни интересует его
гораздо больше, чем бурные страсти и политические события. В романе
воссоздается повседневная жизнь людей.
Писатель уделяет большое внимание
предыстории центральных героев, повествуя об их семейно-бытовом воспитании.
Истоки характеров заключаются именно в нем. В создании характеров он всегда
шел к раскрытию внутреннего содержания через внешние детали, портрет.
Например,
важную роль в создании образа Пшеницыной играет портретная деталь — «голые
локти», В основном, портретные и предметные детали указывают на тот социальный
уклад, в котором герой сформировался и черты которого несет в себе.
Выразительны в этом отношении «маленькая перчатка» Ольги, забытая у Обломова;
«обломовский халат». Детали портрета и предметный мир носят у Гончарова не
столько психологический, сколько эпический характер.
В
романе «Обломов» проявилось мастерство индивидуализации речи персонажей.
Выразительны диалоги. Роман Гончарова «Обломов» до сих пор привлекает
читателей и исследователей, рождая новые трактовки образов персонажей и
авторской позиции.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/721-goncharov-ivan-aleksandrovich.html
Эссе о жизни и творчестве И. А. Гончарова
Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 года— в Петербурге.
Быт и нравы провинциального чиновничества дали богатый материал для его будущих произведений. В 1847 году журнал «Современник» опубликовал первый роман Гончарова — «Обыкновенная история», который сразу принес известность молодому автору.
В «Обыкновенной истории» Гончаров изображает Россию 30-х годов. Следующий роман Гончарова— «Обломов». Гончаров умело, тонко, описывает образы романа. Гончаров в своем новом романе «Обрыв» описывает молодежь 60-х годов.
Во всех трех романах — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» — отмечено одно и то же явление: зарождение русского капитализма.
Гончаров разоблачает неприспособленность дворянства к труду, он пытается увидеть в образе своего героя дельца-предпринимателя, делового человека. Замечательны и образы женщин, созданные Гончаровым, писатель проводит мысль, что женщина играет важную роль в общественной жизни.
Гончаров написал книгу «Фрегат “Паллада”«. Писал Гончаров и критические статьи. Его статья «Миллион терзаний» — замечательная характеристика «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Темой творчества поэта всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью.
Внимание к деталям — обязательное условие для чтения романа Гончарова. Подчас та или иная портретная деталь многократно повторяется в тексте, подчеркивая наиболее значимую черту характера.
Помимо уже названного халата Обломова, это подвижные, говорящие брови и маленькая складка над одной из них в портрете Ольги Ильинской, голый локоть с ямочкой у Агафьи Матвеевны, нос Анисьи, как будто отставший от лица, у Мухоярова — характерное движение пальца ногтем вниз.
Дополнением к портрету служит у Гончарова интерьер. Особенно выразительно описание кабинета Обломова: в нем та же двойственность, что и в портрете. Здесь и красивая мебель, и ковры, «несколько картин, бронза, фарфор», и вообще комната «с первого взгляда казалась прекрасно убранною».
Однако «вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью». Картины покрыты паутиной, на зеркалах — пыль, ковры в пятнах.
Особое значение, на мой взгляд, имеют следующие детали: покрывшиеся пылью страницы развернутых книг, прошлогодний номер газеты и чернильница, в которую «если обмакнуть перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха».
Все это свидетельствует о том, что в доме Обломова замерла не только физическая, но и духовная жизнь: он давно ничего не читает, ничего не пишет (а между тем мы застаем его как раз в тот момент, когда он должен написать письмо старосте и составить план переустройства имения).
Интересно, что все изменения в душевном состоянии героя будут отражаться в портрете и интерьере. В те месяцы, когда жизнь Обломова будет наполнена любовью к Ольге, преобразится и его комната, и его внешность: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки.
На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем: Тарантьев увез его с собой к куме с прочими вещами».
Исчезновение халата, символа обломовской апатии, очень примечательно, как примечательно и то, что на этих страницах романа появляется новая значимая деталь — ветка сирени — символ надежд, любви, воскрешения души.
Душевное состояние героев находит свое отражение и в пейзаже, изменения которого также сопутствуют изменениям в их жизни. Когда Ольга и Обломов влюблены, «лето в самом разгаре; июль проходит; погода отличная». Но вот любовь остается в прошлом, и уже «снег валил хлопьями и густо устилал землю».
Роман написан удивительным языком, простым, легким и выразительным. В нем немало остроумных сравнений, дающих чрезвычайно точную и яркую характеристику герою. Вспомним, например, что жизнь обломовцев сравнивается с течением «покойной реки», а жизнь самого Обломова в доме Пшеницыной — с «простым и широким гробом».
Зато, как таблица на каменной скрижали, была начертана, открыто всем и каждому жизнь старого Штольца». Столь же глубоки и содержательны гончаровские эпитеты. Возьмем для примера хотя бы те, что относятся к Ольге и Обломову. Брови у Ольги «говорящие», ум «беспокойный», сердце «встревоженное», воображение «раздраженное», движение мысли «вечное».
Сердце Ильи Ильича «честное», «верное», душа «хрустальная», «прозрачная», «чистая». Нередко писатель использует для характеристики героев и «меткое народное русское слово», о котором так вдохновенно рассуждал Гоголь в «Мертвых душах».
Вот как характеризует Захар Алексеева; «А у этого ни кожи, ни рожи, ни ведения!» И кажется, что эта фраза точнее и выразительнее, чем предшествующие ей две страницы характеристики этого героя. Еще один прием раскрытия характера у Гончарова — это речь самого персонажа.
Даже у второстепенных героев она подчеркнуто индивидуальна: речь угрюмого Захара грубовата и отрывиста, у словоохотливой Анисьи она, наоборот, льется непрерывным потоком, словарь Агафьи Матвеевны небогат, речь Тарантьева наполнена грубыми выражениями и выкриками, хитрый Мухояров в разговоре с Обломовым почти к каждому слову добавляет подобострастное «-с», зато в деловом разговоре с Тарантьевым выражает свои мысли кратко и определенно. Метко характеризует героев дружески-фамильярный язык Волкова, заботливо-участливая интонация Судьбинского, ласково-заискивающая манера Пенкина.
При всей индивидуальной неповторимости гончаровских героев все они характеры типические. Это подчеркивается подробным изображением той социальной и духовной атмосферы, в которой эти характеры формировались.
Именно для того, чтобы объяснить, как возник тот или иной тип, Гончаров нередко обращается к предыстории своих персонажей. Таков *Сон Обломова», в котором в поэтической форме даны истоки обломовского характера.
Именно он дает нам ответ на вопрос, откуда в герое его двойственность, почему, обладая хрустально-чистой душой, он абсолютно не способен на какой-либо решительный поступок. Картины детства героя, наполненные авторской иронией и лиризмом, рисуют мир 06-ломовки, поэтический в своей неподвижности.
Биография Штольца менее поэтична, зато она однозначно свидетельствует о том, что именно отцовское воспитание и русская почва создали характер деятельный, кипучий, но расчетливый и рациональный.
Таким образом, можно сказать, что Гончаров предстает перед нами в романе и как блистательный художник, и как тончайший психолог. Целый комплекс изобразительно-выразительных средств использует он для того, чтобы создать характер героя, яркий, объемный и глубоко типический.
Умение нарисовать психологический портрет человека, заглянуть в тайники его души, не упустив ни одной мелочи, ни одной подробности, и, как писал Добролюбов, «охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его» кажется, мне наиболее ценным в творчестве этого писателя и вполне искупает отсутствие в романе сюжетной динамики.
Источник: https://www.uznaem-kak.ru/esse-o-zhizni-i-tvorchestve-i-a-goncharova/